Annual Report / 2018

Business model

23%
of total global primary uranium production in 2018
1 In this document, the term “the Group” refers to the Company and its consolidated subsidiaries, i.e. companies that the Group controls by having (i) the power to direct their relevant activities that significantly affect their returns, (ii) exposure, or rights, to variable returns from its involvement with these entities, and (iii) the ability to use its power over these entities to affect the amount of the Group’s returns. The existence and effect of substantive rights, including substantive potential voting rights, are considered when assessing whether the Group has power over another entity.
305,6
tonnes
the Group’s attributable proved and probable ore reserves
2 The Australasian Code for Reporting of Exploration Results, Mineral Resources and Ore Reserves.

The Kazatomprom Group is the largest producer of natural uranium globally (in production volume terms), with priority access to one of the world’s largest resource bases.

According to UxC data, the Group’s1 uranium production, including the output and refined products of its jointly controlled entities and attributable associates, for the year ended 31 December 2018 corresponded to approximately 23% of total global primary uranium production and around 40% of global in situ leach recovery (ISR) uranium production.

Through its subsidiaries, jointly controlled entities and associates, the Group operates 26 deposits, grouped into 13 asset clusters, all of which are located in Kazakhstan. All of the Group’s uranium deposits are suitable for ISR. The combination of cost-efficient ISR technology, which has a smaller environmental impact than other mining methods, and the Group’s long-life mining asset base will allow it to remain amongst the highest-output and lowest-cost uranium producers globally, according to UxC data. The Group can draw on more than 40 years of ISR experience in Kazakhstan’s uranium mining industry. In addition to being cost efficient and having a low environmental impact, ISR technology offers enhanced operational flexibility compared with conventional mining, improving the scalability of Group operations and allowing it to increase or decrease production quickly and cost efficiently in response to evolving market conditions.

The Company is Kazakhstan’s national importer and exporter of uranium and its compounds, nuclear power-plant fuel, special equipment and technologies, as well as rare metals. Its status as the country’s flagship operator gives the Company certain privileges. For example, it can access subsoil use agreements through direct negotiation with the Government, rather than through the tender process that would otherwise be required. This effectively gives the Company priority access to the high-quality and ISR-conducive deposits of natural uranium that are abundant in Kazakhstan.

The Group only produces uranium from deposits in Kazakhstan. According to UxC data, for the year ending 31 December 2018, Kazakhstan is one of the largest uranium producing countries which accounted for about 44% of global uranium production. The Group also possesses the largest uranium ore reserves of its competitors, according to UxC data. As of 31 December 2018, the Group’s attributable proved and probable ore reserves contained 305,600 tonnes of UME; its attributable measured and indicated mineral resources (including those mineral resources modified to produce the ore reserves) contained 476,700 tonnes of UME, in accordance with the terms and definitions of the JORC Code2.

As the Republic of Kazakhstan’s national atomic company, the Company has partnered with most of the leading players in the global uranium mining industry. The Group has built 10 successful asset-level partnerships with Cameco, CGNPC, Kansai, Marubeni, Orano (formerly Areva), RosAtom and Sumitomo, as well as the Energy Asia consortium, demonstrating the prominence of the Group’s asset base on a global scale. These collaborations have also given the Group access to its partners’ technologies, at the same time allowing it to improve its technological and management know-how. For the years to 31 December 2017 and 31 December 2018, 60.4% and 49.1%, respectively, of the Group’s attributable mined uranium stemmed from its joint-venture (JV) and associate participations.

The Group’s primary customers are operators of nuclear power plants and the principal export markets for the Group’s products are China, South and Eastern Asia, North America and Europe. The Group sells uranium products under long-term contracts, short-term contracts as well as on the spot market via its Switzerland-based trading subsidiary. The price of uranium accounts for a relatively small fraction of the overall cost of producing nuclear energy and most of the Group’s customers tend to prioritise security of supply, which the Group is well positioned to provide on more favourable terms, thanks to its size and uranium production output.

While uranium mining is the predominant focus of its operations, the Group is also present (through its subsidiaries, JVs and associates) in most of the other stages of the ‘front-end’ nuclear fuel cycle, with the exception of uranium conversion. These stages include production of nuclear fuel components and uranium reconversion. The Group has access to production facilities for uranium enrichment. The Group produces uranium products, including natural uranium concentrate, uranium dioxide ceramic powder and fuel pellets, which are used in the manufacture of nuclear fuel assemblies, the fuel used by nuclear power stations to generate electricity. In addition, the Group is currently engaged in the construction of a fuel assembly plant for the Chinese market, which it expects to be operational by the end of 2019. Further, by the end of 2020 it is planned that the plant certification procedure by the technology provider (Framatome) will occur followed by commissioning of the first output. Commercial deliveries of fuel assemblies to China are scheduled to begin in 2021. The Group is well placed to develop a conversion facility, should conversion become economically attractive in future; besides that, the Group plans to secure access to the requisite conversion technologies.

In addition to its uranium operations, the Group is engaged in the manufacture of certain rare metal products, primarily tantalum and beryllium.

The Group has a stable financial position and positive cash flow from its operating activities. The Group expects to finance its operating activities and planned capital investments in existing production assets from its own funds and available debt financing facilities in the foreseeable future. At the same time, the Group shares a significant portion of the risk and cost of field development with joint-venture partners. The listing of Kazatomprom’s shares on the Astana International Exchange (AIFC) and the London Stock Exchange, along with the availability of credit ratings, provide the Group with favourable conditions for accessing the capital markets.

NAC Kazatomprom JSC business model

Capital

Financial
Capital

  • Share capital
  • External loans

Natural
resources

  • Uranium deposits
  • Energy consumption
  • Water consumption
  • Biodiversity

Production
capital

  • Process solution
  • Infrastructure

Intellectual
property

  • Patents
  • Licenses
  • Information Technology

Staff

  • Ethical values
  • Professionalism

Communities

  • Local communities
  • Customers
  • Suppliers
  • Partners

Key operational processes

Mining and
production

natural uranium
U3O8
beryllium
Be4
tantalum
Ta73
niobium
Nb41

R&D high technologies

Sale

natural uranium
U3O8
beryllium
Be4
tantalum
Ta73
niobium
Nb41

Value creation

revenue
436,632
mln KZT
cash flow from operating activities
58,327
mln KZT
Operating profit
77,480
mln KZT
dividends
161,661
mln KZT
basic and diluted earnings per share
1,435
тенге
social taxes and payments
6,034
mln KZT
costs on environmental protection activities
2,138
mln KZT
number of personnel
20,507
persons

Годовой отчет / 2018

Бизнес-модель

23%
добыча урана за 2018 год от общемирового объема первичной добычи
1 В настоящем документе термин «Группа» относится к Компании и ее консолидированным дочерним предприятиям, т.е. компаниям, которые Группа контролирует через (i) право руководить их соответствующей деятельностью, которая существенно влияет на их доходность, (ii) права на переменные доходы от их участия в этих компаниях, а также (iii) возможность использовать свои полномочия в отношении этих компаний с целью оказания влияния на объем прибыли Группы. Наличие и влияние материальных прав, включая существенные потенциальные права голоса, учитываются при оценке наличия у Группы влияния на другую компанию.
305,6
тыс. тонн
доказанные и вероятные рудные запасы, относимые на долю Группы
2 Австрало-Азиатский кодекс отчетности о результатах геологоразведочных работ, ресурсах и запасах твердых полезных ископаемых.

Казатомпром является крупнейшей в мире уранодобывающей компанией (с точки зрения объемов добычи), которая управляет одной из крупнейших в мире ресурсных баз, по данным UxC.

Согласно данным UxC, добыча урана в Группе1, включая добычу урана и его переработку ее совместно контролируемыми компаниями и ассоциированными компаниями, относимая на Группу, за год, закончившийся 31 декабря 2018 года, составила приблизительно 23% от общемирового объема первичной добычи урана и приблизительно 40% от мирового объема добычи урана методом подземного выщелачивания (ПВ или ПСВ — подземное скважинное выщелачивание).

Через свои дочерние предприятия, совместно контролируемые и ассоциированные компании, Группа разрабатывает 26 месторождений, расположенных в РК и сгруппированных в 13 кластеров. Все урановые месторождения Группы подходят для ПВ. Объединяя в своем арсенале экономически выгодные технологии ПВ, которые оказывают меньшее воздействие на окружающую среду по сравнению с другими способами добычи, и долгосрочную базу резервов, Группа способна оставаться одним из самых передовых и низкозатратных (второе место в мире по уровню себестоимости, согласно данным UxC) уранодобывающих предприятий. Группа имеет более 40 лет опыта в ПВ, накопленного казахстанской добывающей отраслью. Помимо экономичности и экологичности, технология ПВ обеспечивает повышенную эксплуатационную гибкость по сравнению с обычной добычей, что позволяет повысить масштабируемость операций Группы и быстро и экономично наращивать или уменьшать добычу в ответ на меняющиеся рыночные условия.

Компания имеет статус национального оператора Казахстана по экспорту и импорту урана, его соединений, топлива для атомных электростанций, специального оборудования и технологий, а также редких металлов. Соответствующий статус национальной компании Казахстана позволяет Компании пользоваться определенными привилегиями, в том числе, среди прочего, получать право на контракты на недропользование путем прямых переговоров с Правительством, а не посредством тендерного процесса, который является обязательным в иных случаях. Это практически наделяет Компанию приоритетным доступом к таким возможностям, в том числе к высококачественным месторождениям природного урана, подходящим для применения ПВ, которые широко распространены в Республике Казахстан.

Группа осуществляет добычу урана исключительно на месторождениях Казахстана. По данным UxC, Республика Казахстан является крупнейшей уранодобывающей страной в мире, на долю которой пришлось около 44% первичной добычи урана в 2018 году. Группа также обладает крупнейшими запасами урановой руды среди своих конкурентов, согласно данным UxC. По состоянию на 31 декабря 2018 года, относимые на долю Группы доказанные и вероятные рудные запасы составляли 305,6 тыс. тонн эквивалентного содержания металла урана («Uranium Metal Content Equivalent» или «UME»), а относимые на долю Группы измеренные и выявленные минеральные ресурсы (включая минеральные ресурсы, модифицированные для производства рудных запасов), составляли 476,7 тыс. тонн UME, в соответствии с условиями и определениями Кодекса JORC2.

Будучи национальным оператором в Республике Казахстан, Компания является партнером практически всех ведущих участников урановой промышленности. Группой создано 10 успешных партнерских проектов с Cameco, CGNPC, Kansai, Marubeni, Orano (ранее Areva), Росатом и Sumitomo, а также с Азиатским энергетическим консорциумом. Такое сотрудничество демонстрирует важность базы активов Группы в мировом масштабе и в то же время позволило Группе получить доступ к технологиям партнеров и улучшить технологические и управленческие ноу-хау. За календарные 2017 и 2018 годы 60,4% и 49,1% урана, добытого Группой, соответственно, пришлось на участие Группы в совместных предприятиях и ассоциированных компаниях.

Основными потребителями Группы являются операторы объектов по производству ядерной энергии, а главными рынками для экспорта продукции Группы стали Китай, страны Южной и Восточной Азии, Северная Америка и Европа. Группа продает урановую продукцию по долгосрочным контрактам, краткосрочным контрактам, а также на спотовом рынке через свою дочернюю торговую компанию в Швейцарии. Цена на уран представляет собой относительно небольшую долю общих затрат на производство ядерной энергии, причем большинство клиентов Группы отдает предпочтение безопасности поставок (в противовес благоприятным условиям ценообразования), в то время как Группа имеет все условия и возможности, чтобы обеспечить безопасность поставок, благодаря своим масштабам и объемам добычи урана.

Несмотря на то, что добыча урана является основным направлением деятельности Группы, Группа также осуществляет деятельность (через свои дочерние компании, совместные предприятия и ассоциированные компании) на большинстве других этапов дореакторного ЯТЦ, за исключением конверсии урана. В число данных этапов входит производство компонентов ядерного топлива, реконверсия урана, а также Группа имеет доступ к производственным мощностям по обогащению урана. Группа производит урановую продукцию, в том числе закись-окись природного урана, порошок диоксида урана и топливные таблетки, которые используются при изготовлении ТВС — топлива, используемого атомными электростанциями для выработки электроэнергии. В настоящее время Группа занимается строительством завода по производству ядерного топлива (ТВС) для АЭС КНР, ввод в эксплуатацию которого намечен на конец 2019 года. В последующем, до конца 2020 года планируется завершить процедуру сертификации завода ТВС поставщиком технологии (Framatome) с выпуском первой партии ТВС. Коммерческие поставки ТВС в КНР планируется начать в 2021 году. Группа имеет потенциал и для развития конверсионного передела, если конверсия станет экономически привлекательной в будущем, при этом Группа планирует обеспечить себе доступ к необходимым конверсионным технологиям.

Помимо деятельности, связанной с добычей и переработкой урана, Группа занимается производством продукции из редких металлов, прежде всего, тантала и бериллия.

Группа имеет устойчивое финансовое положение и генерирует положительный денежный поток от операционной деятельности. Группа способна в обозримом будущем финансировать свою операционную деятельность и планируемые капитальные вложения на имеющихся производственных активах из собственных средств и доступных заемных источников финансирования. При этом значительная часть рисков и затрат по разработке месторождений Группа делит со своими партнерами по совместным предприятиям. Листинг акций Казатомпрома на Бирже МФЦА и Лондонской фондовой бирже, а также наличие кредитных рейтингов обеспечивают Группе благоприятные условия для доступа к рынкам капитала.

Обзор реализации Стратегии развития Компании в 2018 году

Капитал

Финансовый
капитал

  • акционерный капитал
  • внешние займы

Природные
ресурсы

  • месторождения урана
  • потребление энергии
  • потребление воды
  • биоразнообразие

Производственный
капитал

  • технологическое решение
  • инфраструктура

Интеллектуальная
собственность

  • патенты
  • лицензии
  • информационные технологии

Люди

  • этические ценности
  • профессионализм

Сообщества

  • местные сообщества
  • клиенты
  • поставщики
  • партнеры

Ключевые операционные процессы

Добыча
и производство

природный уран
U3O8
бериллий
Be4
тантал
Ta73
ниобий
Nb41

Научно-исследова­тельские и опытно-конструкторские работы, наукоемкие технологии

Сбыт

природный уран
U3O8
бериллий
Be4
тантал
Ta73
ниобий
Nb41

Создание стоимости

выручка
436 632
млн тенге
денежные потоки от операционной деятельности
58 327
млн тенге
операционная прибыль
77 480
млн тенге
дивиденды
161 661
млн тенге
базовая и разводненная прибыль на акцию
1 435
тенге
социальные налоги и выплаты
6 034
млн тенге
затраты на природоохранную деятельность
2 138
млн тенге
численность персонала
20 507
человек